Связаться с нами
Ваш город: Колумбус
Высокие технологии
для цифровой экономики
Продукты и решения
Ваш город: Колумбус
Новости
Нобелевский лауреат по судостроению
Нобелевский лауреат по судостроению 26.10.2023

Фото: пресс-служба Губернатора Ярославской области

Немного в мире найдется людей, кто не слышал об Альфреде Нобеле, знаменитом «динамитном короле» и учредителе еще более знаменитой премии. Меньше людей знает его старшего брата и делового партнера Людвига Нобеля, крупного предпринимателя, общественного деятеля, инженера и мецената, внесшего серьезный вклад в развитие российской промышленности. Созданная им совместно с братьями Робертом и Альфредом во второй половине XIX века нефтяная компания «Товарищество братьев Нобель» была важным игроком в России и Европе по добыче, переработке и перевозке нефтяных продуктов, в том числе речным транспортом. 

Чтобы поддерживать флот в хорошем состоянии, компания в 1907 году, уже после смерти своего основателя, организовала в Рыбинске судоремонтные мастерские. Со временем это предприятие, изначально задумывавшееся как вспомогательное, стало одним из ведущих в судостроительной промышленности России и сегодня известно всему миру как Верфь братьев Нобель. 

26 октября верфи исполняется 116 лет. В 2017 году она вошла в состав водного кластера концерна «Калашников» Госкорпорации Ростех. Здесь производятся промысловые суда малого и среднего водоизмещения, сухогрузы, танкера, буксиры, также суда различного назначения. Рассказываем об этом уникальном предприятии и продукции, которую оно выпускает.


Датой основания предприятия выбрано 26 октября, поскольку в этот день в 1907 году здесь впервые подняли на берег судно для ремонта. Для этой цели еще в 1904 году здесь началось строительство специального сооружения для подъема и спуска судов на воду – слипа (первого в России!). Еще через год на верфи стали делать речные суда. Именно здесь с 1908 по 1917 год появились самые первые волжские пароходы – «Комар», «Шмель», «Тунгус». Дальше – больше: 1911 год – первое самоходное судно – разъездной катер «Мошка», мощностью 25 л.с, а уже перед Первой мировой войной на Волге возник мощный специализированный нефтеналивной флот. Всего на мощностях завода построено более 600 судов по 100 различным проектам. 


За прошедшие 116 лет верфь несколько раз меняла название: в первые годы своего существования она именовалась просто – Слип «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», в советское время на смену промышленникам Нобелям пришли новые герои, и предприятие стало называться Верфь им. Володарского и Судостроительный завод им. Володарского, в 1990-е это был Судостроительный завод «СЛИП», а с 1999-го по 2007-й – Рыбинский судостроительный завод. Наконец, в 2007 году на базе Рыбинского судостроительного завода была создана верфь, в названии которой нашлось место тем, с кого все начиналось. 

Верфь братьев Нобель неслучайно была организована в Рыбинске, что в Ярославской области: выгодное географическое положение и наличие крупной водной артерии – Волги, дающей выход в Балтийское, Черное и Каспийское моря, позволяют оперативно доставлять построенные суда заказчикам в любую точку мира. Сегодня особую значимость верфи подчеркивает то, что она входит в число немногих предприятий, которые строят среднетоннажные рыбопромысловые суда по программе «Квоты под киль». 

В ее рамках предприятие в этом и минувшем году спустило на воду уже два краболовных судна – «Сергей Приходько» и «Владимир». Суда проекта DAMEN CCa5712LS могут эксплуатироваться в неограниченных районах плавания. На них установлено самое современное оборудование, позволяющее хранить и перевозить до 120 т живого краба на длинные расстояния из районов промысла в порты приема продукции. 


Краболовное судно «Сергей Приходько». Фото: Верфь братьев Нобель

На предприятии построен также малый рыболовный траулер рефрижераторного типа «Вымпел» проекта Т30В. Такие суда используются для прибрежного лова рыбы траловым методом. На них установлено современное оборудование: экономичная пропульсивная установка, система автоматического управления курсом, рыбопоисковый эхолот, позволяющий определять нахождение рыбы. На борту траулера можно производить первичную обработку и охлаждение рыбы. Объем трюма обеспечивает размещение улова массой до 70 т.


Траулер рефрижераторного типа «Вымпел» проекта Т30В. Фото: Верфь братьев Нобель

Специалисты Верфи братьев Нобель могут изготовить и промысловые суда большего размера – траулер проекта Т40В для промысла камбалы, трески и минтая с помощью донного и пелагического тралов, снюрревода, транспортировки рыбы-сырца в специальных танках, заполненных жидким льдом с рециркуляцией до водяной смеси, транспортировки вылова в порт или передачи его на плавбазу в море. 


Промысловое судно проекта Т40В

Список продукции, которую производит верфь, можно продолжить: помимо рыбопромысловых судов здесь и сухогрузы, баржи, танкеры, буксиры, морские платформы, земснаряды, водолазная и гидрографическая техника. Таким образом, начавшись как небольшие мастерские по ремонту речных барж, за более чем век предприятие с Верхней Волги проделало серьезный путь, и сегодня это современный судостроительный завод, где делают высокотехнологичные морские и речные суда.