Связаться с нами
Ваш город: Колумбус
Высокие технологии
для цифровой экономики
Продукты и решения
Ваш город: Колумбус
Новости
«КАМАЗы» огненной профессии
«КАМАЗы» огненной профессии 07.06.2022
Фото: НЕФАЗ

Сегодня КАМАЗ является одним из главных поставщиков шасси для производства отечественных пожарных автомобилей. На базе камских грузовиков созданы десятки моделей пожарной техники. Надежное и высокопроходимое шасси, адаптация к российским условиям, высокие технические характеристики автомобилей «КАМАЗ» позволяют использовать их на пожарах различных категорий.

КАМАЗ продолжает вносить свой вклад в борьбу с огненной стихией – совсем скоро на помощь пожарным придет модель на шасси грузовика семейства К5. Ну, а главной новинкой года должен стать уникальный мобильный комплекс управления тушением лесных пожаров на базе автомобиля «КАМАЗ». Подробнее – в нашем материале.

Автоцистерна с системой HIROMAX: тушение «водным туманом»

Автоцистерна, или «бочка» на сленге пожарных – основа автопарка огнеборцев. Это та самая красная машина, классический вариант пожарного автомобиля, что спешит доставить воду к месту пожара. Согласно общепринятой системе обозначений, все автоцистерны называются АЦ, что в расшифровке не нуждается. Если раньше на всю страну приходилось всего несколько моделей автоцистерн, то сейчас в России существуют десятки видов этих автомобилей. На Нефтекамском автозаводе (НЕФАЗ) серийно выпускаются пожарные автоцистерны АЦ-3,0-40. Автомобиль изготовлен на шасси КАМАЗ-43502 с колесной формулой 4×4 повышенной проходимости.


Фото: КАМАЗ

Главным отличием этой пожарной машины является система HIROMAX, основанная на технологии тушения тонкораспыленной водой. По сравнению с традиционными способами борьбы с огнем, данный метод считается в пять раз эффективнее. В эпицентр огня подается водный туман – смесь микрокапель воды и воздуха. Капли воды настолько малы (0,1– 0,2 мм), что они мгновенно испаряются, даже не успевая пролиться на землю и забирая с собой большое количество тепла. При этом расход воды очень экономичен – порядка 1,6 литра в секунду. Поэтому применение данной технологии особенно актуально в местах с труднодоступным водоснабжением.

Автоцистерна АЦ-3,0-40 не ограничивается использованием системы HIROMAX. Как и классические пожарные машины, она справляется и с другими задачами – доставляет пожарных и огнетушащие средства, подает в зону горения воздушно-механическую пену. Эта машина успешно применяется как самостоятельная боевая единица при тушении пожаров в населенных пунктах и лесных зонах.

Пожарная машина нового поколения: на базе семейства К5

Недавно в России появилась первая пожарная автоцистерна на базе «КАМАЗа» нового поколения К5 – основой послужило шасси КАМАЗ-63934. Создателем перспективной модели стала компания «Приоритет» – один из крупнейших российских производителей пожарной техники, который сотрудничает с КАМАЗом с 2016 года.

Новый пожарный грузовик вмещает до шести человек и оснащен всем необходимым пожарно-техническим оборудованием для тушения водой и пеной – поместится до 4 тонн воды и 240 литров пены.


Пожарная автоцистерна на базе КАМАЗа нового поколения К5. Фото: компания «Приоритет»

Преимущества новинки по сравнению с предшественником КАМАЗ-43253 – более комфортная и эргономичная цельнометаллическая кабина, быстросъемный пожарный ствол с дистанционным управлением, а также более вместительная цистерна – 4000 литров вместо 3000 литров. При этом новый грузовик длиннее на 50 сантиметров, на 30 сантиметров выше.

Пожарный аэродромный автомобиль: устроит водный салют

Пожарный аэродромный автомобиль, как и следует из названия, предназначен для пожарно-спасательной службы на аэродромах. Такие машины борются с пожарами при эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпевших аварию. Иногда они используются для покрытия взлетно-посадочной полосы слоем пены, что необходимо для облегчения посадки самолетов, терпящих бедствие.

Помимо таких ответственных и серьезных задач, у этих автомобилей есть еще одна, не менее важная миссия – водный салют. Это торжественная церемония, когда самолет движется под аркой из струй воды, выбрасываемых пожарными машинами. Обычно водными салютами отмечают первый или последний рейс воздушного судна.


Аэродромная пожарная машина на базе КАМАЗ-43118. Фото: Уральский завод спецтехники

Все же основным назначением аэродромных пожарных автомобилей является спасение людей в случае авиационной катастрофы. В такой ситуации возникшие разливы топлива могут быстро привести к пожару – счет идет на минуты. Согласно исследованиям, в среднем на спасение пассажиров в этом случае есть примерно три-четыре минуты.

Необходимость оперативно доставить к месту летного происшествия средства тушения требует от пожарных аэродромных автомобилей тяжелых высокоскоростных шасси. Среди других отличительных черт этих машин – высокая проходимость и возможность вместить большие объемы огнетушащих веществ. Всем этим требованиям соответствуют аэродромные пожарные автомобили АА-8,0-70 на базе КАМАЗ-43118 и АА-12/60 на шасси КАМАЗ-63501. Эти модели отвечают как российским, так и международным требованиям ICAO к аэродромным пожарным автомобилям.


Пожарный пеноподъемник: свысока выстрелит – дальше полетит

Еще одна пожарная машина, с лаконичным обозначением ППП – пожарный пеноподъемник, который используется в основном для тушения резервуаров с нефтепродуктами. В принципе ППП похож на обычный подъемник, но с одной особенностью – может подавать на высоту воздушно-механическую пену, то есть предоставляет возможность пожаротушения с высоты. Это выгодно с точки зрения обеспечения определенного запаса по расстоянию. Как говорится, свысока выстрелит – дальше полетит. Современные пеноподъемники могут подавать пену на значительную высоту и в большом количестве (до ста литров в секунду). Наиболее широко в качестве шасси автомобильных пеноподъемников применяются автомобили таких марок, как «КАМАЗ».


Пожарный пеноподъемник ППП-32 на базе КАМАЗ-65225. Фото: Челябинский механический завод

Пожарный пеноподъемник ППП-32 на базе КАМАЗ-65225 оснащен пенобаком на 5000 литров. Имеется автоматическая установка дозирования пены отечественного производства, с возможностью подавать пену разной кратности на лафетный ствол. Управление подъемным механизмом и лафетным стволом осуществляется с места оператора, расположенного на поворотной платформе. Имеются беспроводные пульты управления.


Передвижной комплекс управления тушением лесных пожаров: все под контролем в любой местности

Мобильный комплекс для управления тушением лесных пожаров – это новая разработка на шасси «КАМАЗ» повышенной проходимости. Проект реализован красноярским НПП «Радиосвязь» (входит в «Росэлектронику» Госкорпорации Ростех) совместно с СибГУ им. М.Ф. Решетнева и Сибирским федеральным университетом.

Новинка незаменима в труднодоступной местности – даже в такой ситуации пожарные будут обеспечены устойчивой связью, а территорию возгорания – видеть как на ладони. Для этого в состав комплекса входит беспилотник, рации для личного состава, базовая станция с дальностью действия 30 км, 15-метровая передающая антенна и станция спутниковой связи. В планах разработчиков также снабдить пожарных специальными браслетами-трекерами для биометрического контроля их состояния.


Мобильный комплекс для управления тушением лесных пожаров. Фото: СибГУ им. М.Ф. Решетнева

Беспилотник позволяет быстро находить очаги возгорания и передавать информацию на диспетчерский пульт, который находится в кабине комплекса. Далее эти координаты отправляются на терминалы пожарных команд, которые оперативно выдвигаются к месту тушения. Диспетчер видит изображение с беспилотника, поэтому может в реальном времени мониторить перемещение личного состава и координировать тушение пожара. Наличие спутниковой связи позволяет быть постоянно в контакте с удаленным центром управления и при необходимости вызвать на помощь дополнительные бригады.

Еще одна из особенностей – отечественное оборудование, здесь фактически нет иностранных комплектующих. Работа комплекса не зависит ни от каких международных событий, отмечают разработчики. На сегодняшний день создан экспериментальный образец комплекса, но уже в этом году планируется завершение его тестирования и запуск в эксплуатацию.