Связаться с нами
Высокие технологии
для цифровой экономики
Продукты и решения
Новости
Совсем другая песня: как правильно записывать инструменты
Совсем другая песня: как правильно записывать инструменты 13.02.2025
Фото: «Октава»

Основой любой качественной музыкальной записи является точная звукопередача и сохранение естественного тембра инструмента. Гитара, духовые, ударные или фортепиано — каждый музыкальный инструмент имеет свои особенности, на которые нужно обращать внимание при выборе средств и техник звукозаписи.

Разбираемся, как передать все оттенки звучания с помощью микрофонов завода «Октава», входящего в Госкорпорацию Ростех.

Рояль: инструмент один, микрофонов много

Рояль — один из самых популярных инструментов, и его запись требует грамотного подхода. Важную роль играет акустика помещения и расположение инструмента. Даже небольшие изменения в положении рояля могут существенно повлиять на звук. Также при работе с роялем важно помнить о дополнительных звуках, таких как шум педалей, клавиш и т.д.

Наиболее распространенный метод — запись с использованием стереопар. Основную пару микрофонов устанавливают по системе AB справа от рояля, напротив открытой крышки. Высота и наклон микрофонов регулируются для контроля баланса отраженного и прямого звука. Дополнительно можно использовать вторую стереопару AB, расположенную ближе к инструменту и направленную на источник звука. Оптимальной для этой задачи будет флагманская модель Октава МКЛ-5000.


Простым способом записи рояля является установка одного микрофона над струнами, например МК-117, МК-115. Также хорошо себя показывают узконаправленные микрофоны в системе XY, например МК-012, установленные под крышкой рояля. Популярна также стереопара из ленточных микрофонов, расположенная в ближнем поле под крышкой — для этого отлично подойдет МЛ-52-02. Выбор конкретной техники зависит от желаемого характера звучания и возможностей дальнейшей обработки записи.

Струнные: по тонким струнам души

Струнные инструменты делятся на два вида: щипковые и смычковые, и каждый из них обладает особенностями звукозаписи.

Акустическая гитара относится к щипковым, и это еще один из самых популярных инструментов для записи, особенно в домашних условиях. Основные этапы записи включают поиск звучания, выбор микрофона и его расположение. Для записи важно учитывать частотные характеристики микрофона: устройства с узкой мембраной дают яркое звучание, с широкой — более объемное, а ленточные — добавляют естественности.

Оптимальное расположение микрофона — в районе 12-15 лада на расстоянии 30 см, но можно экспериментировать, двигая его ближе или дальше. Если микрофон расположен слишком близко, он подчеркнет одни частоты в ущерб другим, а на расстоянии около метра в запись попадет больше звуков окружения. Также используется метод записи в два микрофона: один направлен на стык грифа и корпуса, второй — в район первого лада. 


Однако в домашних условиях для записи гитары проще использовать один микрофон, например Октава МК-117 — конденсаторный микрофон с широкой мембраной, высокой чувствительностью и низким уровнем шума. Он обеспечивает детализированное, теплое звучание, а универсальность делает его отличным выбором как для домашних студий, так и для профессиональной записи акустической гитары. При записи акустической гитары на два микрофона в качестве основного рекомендуем использовать динамический ленточный микрофон с характеристикой направленности «восьмерка» Октава МЛ-52-02. Такой ленточный микрофон отличается детальной звукопередачей низкой середины и мягкости верхних частот.

Скрипка — самый известный смычковый — также считается самым высоким по звучанию инструментом и одним из самых выразительных. Для записи сольной скрипки оптимально использовать два микрофона, установленных на расстоянии 15 см друг от друга и размещенных на расстоянии 1,5–2,5 метра от инструмента. Лучше всего расположить их немного выше скрипки или на одном уровне с ней. Поскольку во время исполнения музыкант может активно двигаться, не рекомендуется ставить микрофоны ближе 20 см.

При выборе оборудования стоит обратить внимание на модели с кардиоидной или круговой диаграммой направленности, так как вариант с «восьмеркой» зачастую делает звук слишком резким. Среди микрофонов «Октава» для записи скрипки отлично подойдут конденсаторные модели МК-012-02 и МК-012-01 со сменными капсюлями.

Духовые: без щелчков, но с задоринкой

Специалисты по звукозаписи хорошо знают, что главная особенность духовых — разнообразие собственных шумов. Это и щелканье клапанов, и шум выдыхаемого исполнителем воздуха. Все это влияет на качество звука. Поэтому для получения хорошего, объемного звука при записи духовых микрофон часто располагается из-за спины, за головой музыканта. Такая расстановка подходит для записи классической музыки. В этом случае с записью, например, флейты отлично справится конденсаторный микрофон Октава МК-115 с широкой мембраной и кардиоидной характеристикой направленности.

Расстояние для записи кларнета нужно регулировать на слух, чтобы стук клапанов не перетягивал на себя внимание. Для регулировки мягкости и яркости звука микрофон можно размещать ближе к раструбу или мундштуку. Для записи кларнета необходимо использовать кардиоидный микрофон, чтобы все ноты звучали равномерно громко, например конденсаторный микрофон Октава МК-117 с широкой мембраной и кардиоидной характеристикой направленности.


Для того чтобы получить красивый и выразительный звук при записи саксофона, следует применять два микрофона на расстоянии от полуметра до метра. Также микрофон может находиться напротив раструба или крепиться к инструменту. Для студийной записи саксофона подойдет микрофон Октава МК-012 конденсаторного типа.

Записать трубу поможет ленточный микрофон, легко передающий пронзительные звуки инструмента и улавливающий высокие частоты. При этом важно не ставить микрофон близко к раструбу, чтобы воздушная волна не повредила чувствительную мембрану. Для полного и объемного звука можно использовать два динамических микрофона. Эту задачу отлично выполнит ленточный динамический микрофон с характеристикой направленности «восьмерка» Октава МЛ-52-02 и конденсаторный микрофон с широкой мембраной и кардиоидной характеристикой направленности МК-105.

Ударные и перкуссия: дайте шума!

Ударная установка — сложный инструмент для озвучивания, требующий точного подбора микрофонов. Для локального снятия звука лучше использовать узкомембранные динамические и конденсаторные модели. Универсальный Октава МК-012 подходит для оверхедов, снейров и томов, а угол его наклона позволяет контролировать тембр. Снейр часто записывают двумя микрофонами — сверху и снизу, где можно использовать Октава МД-307. Для бочки хорошо подходит ленточный Октава МЛ-52-02, который нужно размещать под углом и на удалении, чтобы избежать повреждения ленты. Для записи общего звучания ударной установки и эмбиенса отлично подходит ламповый МКЛ-5000 в круговой направленности — это помогает создать объемный звук при сведении.


Добавление перкуссии делает треки более яркими и разнообразными. Для конг и бонгов идеален МК-012, который лучше располагать ближе к мембране, регулируя наклон для желаемого тембра. Для шейкеров, рэйнстиков и других шумовых инструментов подойдут широкомембранные МК-117 и МК-115, устанавливаемые на расстоянии до 50 см. А придать общую глубину звуку всей перкуссионной секции можно посредством микрофона Октава МКЛ-5000 в круговой направленности, расположив его на расстоянии до двух метров от установки. Такой метод позволит записать насыщенный и естественный объем звука.