Связаться с нами
Ваш город: Колумбус
Высокие технологии
для цифровой экономики
Продукты и решения
Ваш город: Колумбус
Новости
В горниле тяжелых испытаний
В горниле тяжелых испытаний 09.05.2022

Немного осталось людей, которые сохранили живую, личную память о роковых событиях военных лет. Еще меньше тех, кто может рассказать о том, как в эти годы великой борьбы и великих испытаний жили двигателестроители. Именно поэтому рассказ Лидии Михайловны Юсовой, поступившей на авиамоторный завод №45 (ныне – производственный комплекс «Салют» в составе Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха) в военном 1943-м, поистине бесценен.
 

Молох войны

Лидия Михайловна родилась в семье колхозников в тверской деревне Лешково Старицкого района. В два года лишилась матери. На попечении отца, тракториста Михаила Григорьевича Булдакова, остались трое детей: девочки восьми и двух лет и мальчик – пяти. От второго брака родился еще один ребенок. Поэтому, когда началась война и ему вручили повестку, все были уверены: папу не заберут на фронт.

Но папу забрали. Дважды он был ранен, а в декабре 1943 года написал последнее письмо: «Иду за третьим ранением или оставлю голову там». Михаил Григорьевич оставил голову под Житомиром.

А 15 октября 1941 года в Лешково пришли немцы. «Накануне, 14 октября, праздник церковный был, [Покров], вся деревня напекла еды, студня наделали, а немцы пошли и сразу все давай вытаскивать, отбирать. Мороз был очень сильный в этот день, а немцы были одеты очень легко и шубы стали забирать, и валенки. Но мы старались не связываться с ними», – вспоминает Лидия Михайловна.

Оккупация в Тверской (тогда Калининской) области продлилась, впрочем, недолго. Благодаря стремительному наступлению Красной армии деревня Лешково не пострадала, и колхозники снова смогли вернуться в свои дома – целые и невредимые.


Из колхозниц в моторостроители

Но и в освобожденном от врага селе жить сиротам был непросто. Подруги Лиды, учившиеся в ремесленном училище в Москве, позвали ее к себе. В колхозе помогли – выдали справку с нужным возрастом, и 13-летняя Лида отправилась в училище, куда принимали только с 14 лет.

«Когда приехала, набор остановили. Меня хотели забрать в детдом, но сначала отвели в Главное управление трудовых резервов. Помню, в валенки под пятки я подложила куски ткани, газеты, чтобы быть повыше. И меня зачислили в ремесленное училище. В марте училище расформировали, а учащихся отправили на предприятия. Так в 13 лет я попала на завод», – вспоминает Лидия Михайловна.

На авиамоторном заводе №45, на котором изготавливались двигатели для штурмовиков Ил-2, она работала сначала в цехе №21, потом его объединили с 25-м цехом, который существует по сей день.


Двигатель АМ-38Ф для Ил-2. Фото: wikipedia.org

На заводе Лиду прозвали «палочкой-выручалочкой». Она освоила токарные, фрезерные, шлифовальные, долбежные операции. Работали по 12 часов. Станочников могли поставить работать две смены подряд, могли вызвать и в единственный выходной, а были случаи, когда за Лидой в два часа ночи прямо к общежитию приезжала машина – чтобы детали уже днем пошли на сборку нового мотора для «летающего танка».

Жила она в общежитии на улице Мочальской (ныне улица Ибрагимова, в шаговой доступности от метро «Семёновская»).

«В комнате нас было 28 человек. Потом ее перегородили пополам, и в нашей жило уже 14: и незамужние, и семейные. Потом у троих дети родились. Но мы были молодые, внимания на это не обращали. Ведь раньше как было: родишь – 35 дней давали до родов и 35 после – и все, отдавали детей в наши же заводские ясли и шли к станку».


Хлебом единым…

Гораздо больше юную станочницу беспокоили трудности с едой. «Плиту в общежитии только семейные топили. Дрова прямо с завода таскали – возьмут, наколют и за пояс заткнут, чтобы потом готовить. А у меня ни кастрюли не было, ни одежды. У девчонок были матери – они обували, одевали. А у меня никого. Вот и получалось: карточки получишь – продовольственную продашь – готовить все равно не на чем – купишь ботинки, платье. Оставалась хлебная, на 650 грамм. На одном хлебе и жила, – вспоминает Лидия Михайловна. – На завод шла пешком, а булочная была на углу Щербаковской и Вельяминовской, открывалась в 6 часов утра. Вот я с утра 300 грамм хлебушка брала – пока до завода дойду, съем, а остальное после работы. Такая вкуснятина была, потому что, наверное, есть очень хотелось».

Хлебные карточки выдавали на декаду – на 10 дней. Они были путеводной нитью между жизнью и смертью, и горе тем, кто выпускал ее из рук! Один раз такой страшный случай произошел с нашей героиней – и запомнила она его на всю жизнь: «У меня в транспорте украли продуктовую карточку, на которую оставалось жить еще 10 дней. А незадолго до этого знакомая мне рассказала, как у нее вырезали аппендицит. И я пошла в медпункт в цехе №22 – пожаловалась на боль. Медсестра вызвала скорую. В больнице взяли анализы, отклонений не выявили, и я проплакала всю ночь от переживаний, что меня выпишут, а жить-то не на что! О моих слезах наутро рассказали врачу. Он решил, что это от боли, и сделал мне операцию – вырезал здоровый аппендикс. Так я и выжила, пролежав в больнице до получения новой карточки».

 

После войны

«Когда война кончилась, утром в общежитии – оно занимало полностью двухэтажный дом – все закричали: «Война окончилась! Война окончилась!». Трамваи так рано не ходили, и мы отправились пешком на завод. И в радости все целовались друг с другом, и только я плакала, что папы нету».

Пережила войну страна, пережил ее и завод. До 1985 года Лидия Михайловна трудилась станочницей широкого профиля в цехах «Салюта», потом, до 2011 года, работала в центральной заводской лаборатории. Между прочим, была наставницей у практиканта Михаила Скворцова, теперь директора по производству предприятия.


Лидия Михайловна – многократный победитель соцсоревнований, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», почетный моторостроитель и заслуженный машиностроитель РСФСР.

Каждый год она приходит на праздничный митинг на родной завод. Придет и в этом году – живой свидетель такой далекой и такой важной для нас эпохи.